img1.jpgЧеловек, любящий сказки на всю жизнь в душе остается ребенком. Окунитесь в волшебный мир сказки сами и откройте его вашим детям. Волшебные сказки не оставляют в наших буднях места злу. Вместе со сказочными героями мы верим в то, что жизнь прекрасна и удивительна!

Семь чудес света Древнего мира

Слышали ли вы о «Семи чудесах света»? Какие это чудеса, в чем проявляется их уникальность? К этим вопросам я бы добавил: когда они появились, где находятся и что с ними стало? Давайте попробуем разобраться что это за чудеса такие и почему их только
семь. 
История самых знаменитых чудес Древнего мира насчитывает уже немного немало более двух с половиной тысяч лет! Число семь для древних было священным и совершенным числом Бога Аполлона.  Видимо именно поэтому хотя этот список  несколько раз менялся число чудес оставалось постоянным. 

В число  «Семи чудес света» в разные времена входили удивительные архитектупные сооружения, которые поражали воображение видивших их людей своими грандиозными размерами, архитектурой и красотой. 

В V веке до нашей эры древнегреческий историк Геродот Галикарнасский составил первый перечень чудес света. Тогда его список состоял из трёх чудес. Все эти диковинки находились на острове Самос.

  • Акведук в виде тоннеля
  • Дамба в порту 
  • Храм богини Геры

В IV веке до н.э. Филон Александрийский — философ, математик и механик в своем труде «Семь чудес света» описал семь наиболее важных творений человечества в архитектуре. Описанные им чудеса не выходили за пределы Римской империи и, видимо многим показались спорными, потому что уже в III веке до н.э. его список подвергся изменениям.  Причину возникновения этого обновления историки связывают со стихотворением Антипатра из Сидона.

«Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.»

пирамида хеопса

           Египетская пирамида Хеопса

Итак, давайте перейдем к перечислению «Семи чудес света Древнего мира». К первому чуду относят знаменитую пирамиду Хеопса (или Большая пирамида) в Гизе (Египет) . К сожалению надо сказать, что это единственный памятник архитектуры, который относится к «Семи чудесам света», дошедший до нас. Её история насчитывает 4500 лет! Датой ее постройки историки считают 2550 год до н.э. В Египте официально празднуется дата начала строительства пирамиды  23 августа 2480 года до н. э. Принято считать, что пирамиды строились в качестве мавзолеев для умерших фараонов. В специальных саркофагах в таких гробницах упокаивалипирамида хеопса 2 царей правящих династий. Однако, согласно последним исследованиям они появились задолго до осуществлённых в них захоронений. Пирамида Хеопса расположена на юго-западе от Каира. Ее высота изначально составляла 146.5 метров. Но с течением времени ее вершина разрушалась и сегодня ее высота составляет 139 метров. Для ее постройки понадобилось почти два с половиной миллиона огромных, очень точно подогнанных друг к другу многотонных блоков. Вес каждого из них составлял почти 3 тонны (самый тяжёлый каменный блок весит около 35 тонн и расположен над входом в Камеру Царя).  Двенадцать тысяч рабов в течении двадцати лет возводили пирамиду. Покой пирамиды охраняет каменный сфинкс.

Название Месторасположение Время строительства Основание  Высота Угол наклона
Пирамида Хеопса Египет, Гиза IV династия (2570-2550 до н.э.) 230 м. 139 м. 51° 50'

                                                      Александрийский (Фаросский) маяк

александрийский маяк 2Возникновение Александрии историки связывают с посещением Александром Великим Египта, которое состоялось в 332 году до н.э. Необходимость ее возникновения диктовалась удобством ее расположения относительно трех континентов, а также Александрия находилась на пересечении крупных морских и торговых путей. Именно по этим причинам необходимо было обеспечить безопасность морского сообщения, а также защитить Египет с моря от набегов завоевателей. Кроме того большую опасность представляли отмели при подходе к бухте и поэтому в конце III века до н.э встает вопрос о постройке маяка.

Воздвигнуть маяк было решено на восточном побережье острова Фарос в Средиземном море(в честь этого острава маяк впоследствии и получил свое название Фаросский). Строительство началось в 299 году до н.э. в период правления царя Птолемея Сотера. Постройкой маяка руководил архитектор - Сострат Книдский, который высек своё имя на его стенах. Вот что сообщает об этом Лукиан: «Итак, построив такое сооружение, строитель внутри на камнях написал собственное имя, а затем, покрыв его известью, написал поверх имя тогдашнего царя, предвидя, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со штукатуркой и обнаружится надпись: «Сострат, сын Дексифана, книдиец, богам-спасителям за здравие мореплавателей». 
         Началось строительство с установки фундамента-основания, которое состояло из огромных гранитных блоков, а также специальных дамб, которые соединяли побережье с островом. Основание фундамента было квадратным при этом каждая сторона равнялась 180 метрам. На этой площадке располагался дворец с четырьмя башнями по углам. Из центра крепости поднималась башня самого маяка, размер каждой из сторон основания которой составлял около 30 метров. Она в свою очередь состояла из трёх ярусов. В 285 году до н.э. к власти приходит Птолемей Филадельф - сын Сотера. С этого момента строительство приобретает новый импульс. Образованного Птолимея II, а Филадельфалександрийский маяк 1 был знаком с астрономией, физикой и математикой, не могло не заинтересовать такое строительство. Он распорядился расположить нижний ярус башни по четырем сторанам света, а в углах распорядился установить статуи гигантских Тритонов. В этой части жили рабочие и солдаты, которые обслуживали маяк. Второй ярус имел вид восьмигранной призмы сориентированной по направлениям главных ветров. Он служил переходом в верхнюю часть. Верхний ярус маяка состоял из 8 цилиндрических колонн, которые венчал купол с установленной на него золотой скульптурой Посейдона в чертах лица которого обнаруживалось сходство с Александром Великим. Именно в верхней части маяка и находился горящий факел, указывающий путь кораблям, который освещал водную гладь на 60 -100 км. В туман и непогоду об  опасностях мореплавателей предупреждал трубный звук, издаваемый золотым рогом одной из женских фигур, установленных на башне маяка. Функциями других женских статуй из позолоченной бронзы было указание направления и силы ветра, а также морских волн, возвещение времени по солнечным или водяным часам. Высота маяка находилась в пределах 110 - 180 метров. Для облицовки его использовался белый мрамор. К строительству и обустройству маяка привлекались такие знаменитые математики как Евклид и Архимед. Строительство маяка обошлось его создателям в сумму равную 800 таланам и было закончено к 279 году до н.э.
      Для поддержания горения маяка в качестве топлива использовались просмоленные дрова, которые подвозились по спиральному пандосу на телегах. Луч, направленный в море исходил от специальных медных пластин, в которых отражалось горящее пламя маяка. Именно отраженный таким образом пучок света следует считать главной инженерной находкой его строителей, ведь подобный способ освещения ими был применен впервые, а используется он до сих пор (фонарь, фара, маяк и т.д.) .
       Маяк освещал путь кораблям впоть до IV века до н.э. Ветер и море делали своё дело. Маяк разрушался также и от многочисленных землетрясений. Однако, его каждый раз восстанавливали. Но вот 21 июля 365 года произошло очередное сильнейшее землетрясение в истории Египта. 50000 Александрийцев погибло в этот день. Маяк был очень сильно разрушен (практически осталось только его основание высотой 30 метров). Но и в таком виде маяк указывал путь мореплавытелям до ХIV века, когда еще одно землетрясение разрушило его окончательно. Историки не дают однозначного ответа что случилось далее с его развалинами. По одной версии его основание и сейчас служит фундаментом одного из храмов, по другой маяк покоится на дне Средиземного моря.
     Маяк до сих пор остается символом города Александрии. Стилизованное изображениеалександрийский маяк 3 Маяка можно обнаружить на флаге и печати города, а также на печатях многих гос. заведений, включая Александрийский университет.

Название Месторасположение Время строительсва Высота Существовал до Причина разрушения
Александрийский
(Фаросский)маяк
Египет, Александрия 299 - 279 г. до н.э. от 110 до 180 метров XIV века Землетрясение

                                  Висячие сады ассирийской царицы Семирамиды

сады семирамиды 4Висячие сады Семирамиды были возведены в VII веке до н.э. Они располагались в Древнем Вавилоне, развалины которого и сейчас находятся недалеко от Багдада (Ирак). Своё название они получили по имени реально существовашей ассирийской царицы Семирамиды
(Шаммурамат), которой греческий историк Диодор приписывал их создание. Однако, Семирамида жила за два века до их возведения (800-е годы до н.э), а значит ее авторство ошибочно.
       Однако, мы ненадолго остановимся на легенде о жизни царицы. Семирамида была дочерью богини Деркето, жившей в храме у глубокого озера. Другая богиня Афродита, посорившись с Деркето, околдовала и вынудила ее полюбить обычного юношу. В результате этого брака и появилась Семирамида. Однако, богиня Деркето несмогла жить с простым смертным. Она убила мужа, а сама скрылась в озере. Девочка погибла бы, но заботу о ее кормлении и тепле взяли на себя голуби. Пастухи нашли девочку и семирамидаотнесли ее к царскому смотрителю Симмасу. «Он сделал девочку своей дочерью, дал ей имя Семирамида, что у жителей Сирии означает «голубка». Первый царский советник увидел у Симмаса Семирамиду и сразу влюбился в нее. В браке у них родилось двое сыновей. Но царь Шамши-Адад V влюбился в Семирамиду и силой добился руки девушки. После смерти нового мужа, Шаммурамат становится царицей.
          Что же на самом деле послужило причиной строительства висячих садов? Авторство садов историки приписывают вавилонскому царю Навуходоносору II. Он заключил военный союз с царем Мидии для того, чтобы пойти войной на Ассирию. Военные действия закончились победой Навуходоносора. Дочь царя Мидии Амитис становится женой союзника и победителя. Брак стал счастливым, но одно обстоятельство не давало Навуходоносору покоя. Жена выросла в вечнозеленой Мидии, а Вавилон был песчаным городом, практически лешенным какой-либо растительности. И поэтому Амитис жилось в Вавилоне очень тоскливо. Чтобы порадовать любимую супругу Навуходоносор приказывает возвести цветущие сады.
         Строить сады было решено в виде пирамиды с четырьмя ярусами, опирающимися на гигантские колонны. Террасы садов поднимались уступами расстояние между которыми достигало 30 метров и соединялись каменными лестницами. Для садов выбирались самые редкие и красивые виды цветов и деревьев. Однако, для того чтобы сады цвели необходимо было решить вопрос с поливом. Для этих целей было сооружен специальный механизм
в основании которого находилось гигантское колесо. Вращая колесо рабы приводили в работу подъёмный механизм, который поднимал наверх заполненные водой из Евфрата ведра. Пирамида выглядела, как вечнозеленый и цветущий холм, купающийся в прохладе фонтанов и ручейков.
         В 331 году до нашей эры жители Вавилона отправили знаменитому полководцу Александру Македонскому послов с приглашением войти в Вавилон с миром. Александр был поражён богатством и величием дворца Навуходоносора. Что же касается «висячих садов Семирамиды», то именно в них великий завоеватель провёл последние минуты своей жизни.             После смерти Македонского стала погибать и красота и могущество Древнего Вавилона. Время не пощадило знаменитые сады. Без ухода погибли красивейшие деревья и
кустарники. Наводнения Евфрата стали заливать этажи грандиозной постройки. Обрушились колонны и лестницы, кирпич осыпался и превратился в труху. До конца XIX века «висячие сады Семирамиды» считались только лишь красивой легендой. Новую жизнь сады получили благодаря немецкому историку Роберту Кольдевею. При раскопках он наткнулся на какие-то своды. Они были под пятиметровым слоем глины и щебня на холмесады семирамиды 1 Каср, скрывавшем руины царского дворца. После этого он обнаружил следы глубокого каменного колодца, с трехступенчатой спиралевидной шахтой. Свод был выложен не только кирпичом, но и камнем. Ученый вспомнил, что в историческом описании Вавилона содержалось лишь два упоминания о применении камня в Вавилоне: при постройке северной стены района Каср и у «висячих садов Семирамиды». Проанализировав руины он пришел к убеждению, что его находка - не что иное, как утраченный артефакт.

Название Местоположение Время строительства Высота Время царствования Причина разрушения
Висячие сады
Семирамиды
Ирак, Вавилон VII век до н.э. 100 - 150 м. НавуходоносорII Наводнения

 

Статуя Зевса в Олимпии

 

Статуя Зевса в Олмпии 3Через века до наших дней дошла традиция раз в четыре года на территории Греции, а в древности на Земле Древней Эллады зажигать огонь Олимпийских игр. Тем самым объявлялось начало спортивных олимпийских состязаний. На это время приостанавливались все войны, а участники соревнований собирались в Афинах. Здесь можно было встретить представителей из Египта, Сирии, Малой Азии и Сицилии. Со временем спортсменов на Олимпийских играх стало так много, что для из размещения потребовалось возведение огромного храма.
В 456 году до н.э. начинается грандиозное строительство, которое растягивается на 15 лет. Возведенный грандиозный по размерам храм нарекают Домом Зевса. Свод святилища подпирали тринадцать каменных колонн, каждая из которых достигала 10 метров в высоту. Внутри храм был декорирован огромными плитами с изображениями двенадцати подвигов Геракла. Высота массивных входных дверей составляла 10 метров. Монументальность Храма покоряла всех, кто попадал в здание. Чтобы придать Дому Зевса законченный вид и наполнить его еще большим величием было решено воздвигнуть статую того, чьё имя носило здание.
Возвести скульптуру Зевса взялся архитектор Фидий Афинский. По утверждениям историков на создание образа Громовержца Фидия натолкнули стихи "Илиады". Он понимал, что статуя должна соответствовать Храму не только по композиции, но и по величию своих размеров. По утверждениям древних греков их соотечественники были поражены, когда перед их взорами в 432 году до н.э. открылась исполинская скульптура Зевса, высота которого превышала 15 метров. Правая ладонь исполина находилась на уровне первого яруса храма, голова — по утверждениям современников достигала второго яруса. Создавалось впечатление, что если Зевс встанет со своего гигинтского трона, то голова Бога проломит крышу Храма. Статуя Зевса Олимпийского была сделана из золота истатуя Зевса в Олимпии слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Лицо и тело статуи Зевса сделаны из слоновой кости (по-гречески - "'элефас"). Через его левое плечо перекинут плащ из золота ("хризос"). Хризо-элефантинная техника считалась вершиной искусства. Выполнять такие работы могли только мастера высочайшего уровня. Для украшения статуи понадобилось 200 килограммов золота. Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой — скипетр, увенчанный золотым орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку. Трон возвышался на огромном пьедестале, размеры которого составляли 10 на 7 метров. Для создания трона брат архитектора Паненом, отвечавший за его создание использовал: чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценные камни. У ног Зевса располагался специльный бассейн, который наполнялся сначала водой, а затем оливковым маслом, в котором отражалось изваяние. Мраморную кожу Гиганта жрецы регулярно смазывали маслом во избежание образования трещин.
Весть о новом Чуде света мгновенно разнеслась по свету. Многочисленные поломники приходили в Храм, чтобы поклониться Громовержцу. Они приносили богатые дары, которые клались прямо на трон или колени гиганта. Слава Зевса слепила глаза многочисленным завистникам. Чтобы приблизиться по величию к знаменитой статуи знаменитый император Калигула приказал похитить исполина. Он намеривался обезглавить Зевса, чтобы потом на его шею навесить копию своей головы. По легенде статуя просто рассмеялась в лицо рабам, которые посмели нарушить ее покой.
Более семи столетий Зевс восседал на своем троне в первозданном виде. Но уже во втором веке до н.э. сильнейшее землятресение очень сильно разрушило изваяние. Однако еще больший ущерб Зевсу принес указ императора Феодосия I в 394 году н.э., в котором говорилось о прекращении олимпийских состязаний. Дело в том что Феодосий принял христианство и стремился избавиться от всего языческого. После этого закона началось Статуя Зевса в Олимпии 2постепенное низвержение старых богов, которое переросло в забвение и постепенное уничтожение статуй, которые еще недавно наводили на окружающих страх и трепет. не избежал этой судьбы и Зевс. Постепенно вандалы стали отдирать со статуи золотые пластины, причиняли ущерб каркасу из слоновой кости. Поэтому во избежание еще больших разрушений и окончательной утраты памятника его было решено вывезти в Константинополь (современный Стамбул, Турция). Однако и в этом городе Зевс не сумел обрести покой. Страшный пожар окончательно уничтожил одно из Чудес Древнего мира - статую Зевса в Олимпии.
В 1829 году французские археологи вели раскопки и исследования на месте предположительного нахождения Храма Зевса. Им удалось восстановить очертания Храма Зевса и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Через пол века после них там же трудились уже немецкие историки. Им удалось обнаружить бассейн, который по преданию наполнялся маслом, а также фрагменты фундамента Храма.

Название Место расположения Годы постройки Высота Архитектор Причина разрушения
Статуя Зевса в Олимпии Афины, Греция 456 - 432 год до н.э. 15 м. Фидий Афинский Землетрясения, пожар

 

Храм Артемиды

 

храм артемиды 1Согласно древнегреческой мифологии Артимида была сестрой Аполлона и дочерью Зевса. Она почиталась как богиня плодородия, покровительницей животных и охоты, а также хранительницей Луны, а потом – заступницей всех рожениц. Храм в ее честь был построен в Эфесе как знак почитания и преклонения перед богиней. Для этой цели было выбрано место, где ранее распологался храм богини плодородия. Первоначально сооружение не было столь монументально. Для его постройки использовался камень и древесина. Однако здание находилось в сейсмоопасной зоне и частые землетрясения и время сделали свое дело практически полностью разрушив святилище. Поэтому Храм неоднократно перестраивался, при этом культ богини был на столько велик, что всегда без труда находились люди, которые тратили немалые средства для реконструкции здания.
Так случилось и в четвертом веке до н.э., когда император Лидии пожертвовал на постройку нового Храма немалую по тем временам сумму. Был осуществлен поиск архитектора, который бы смог возвести не просто величесвенный храм, а смог бы возвести здание полностью защищенное от воздействия губительных разрушений. И в середине VI века до н.э. такой зодчий был найден. Им оказался Херсифрон из Кносса. Он принял решение начать строительство на заболоченном участке города. Такое решение объяснялось тем, что вязкий грунт должен был максимально поглощать колебания почвы. Однако, понимая что возможно постепенное проседание святилища в почву Херсифон приказал вырыть огромную яму под фундамент. Затем ее основание было заполнено большим количеством угля и шерсти.
Когда фундамент был готов на место строительства было необходимо доставить колонны, которые должны были подпирать свод храма. Для того чтобы повозки не увязли в болотах было решено пойти на хитрость. В торцевые части колонн крепились стержни, которые специальной упряжью крепились к упряжкам тяговых волов. Перекатыванием исполинские колонны (высота которых достигала 18 метров) доставлялись на место стройки. Всего было установлено 127 мраморных колонн, которые располагались по замыслу архитектора в два ряда. Свидетельство об этом дошло до нас благодаря Плинию, который писал: «Храм окружают 127 колонн, подаренных таким же количеством царей».
Для историков также интересен тот факт, что по одной из дошедших до нас древнегреческих легенд огромная плита, лежащая у входа в храм никак не хотела ложиться на место, отведенное для нее Херсифроном. И когда уже архитектор пришел в отчаяние Артемида сжалилась перед творцом храма и сама опустила огромный кусок мрамора на отведенное для него место.
Возведение здания было дело очень не простым и затянулось на долгие 120 лет. Стоит ли говорить, что Херсифрон не дожил до его открытия. При его жизни удалось возвести фундамент и установить колоннаду. Дело отца продолжил его сын Метаген. А уже его работу заканчивали Пеонит и Деметрий.
И вот третье чудо света готово. Люди, видившие его чувствовали себя ничтожными передхрам артемиды 2 этим гигантским сооружением. Ему поклонялись, его почитали. И кто знает какая судьба была бы уготована Храму Артемиды если бы не один никому неизвестный обычный человек по имени Герострат. В 365 году до н.э. по неизвестной доподлинно причине этот горожанин решил уничтожить то, что приводило в трепет тысячи и тысячи человек. Он сжег обитель богини Артемиды. Грандиозный пожар превратил в прах многолетние труды многочисленных рабочих и зодчих.
Зачем же Герострат это сделал? Самая распростроненная и укоренившаяся версия его поступка - таким образом он хотел войти в историю дабы обесмертить свое имя, как человека, который посмел и смог уничтожить храм самой Артемиды. Герострата конечно схватили и уже хотели казнить, но один из уважаемых горожан сказал, что это будет для него слишком малым наказанием. Давайте накажем его забвением. История не сохранила для нас имя этого мудреца, но сохранила имя Герострата. Всему виной молва. Жители Эфеса пересказывали друг другу известие о наказании поджигателя Герострата и тем самым сохранили для потомков его имя. Но возникает еще один вопрос: «Почему Артемида не уберегла храм?» Для ответа на него обратимся к Плутарху: «Богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм…» Так уж получилось, что уничтожение великого храма и рождение великого полководца совпали по времени и произошли в одну единственную ночь.
Но на этом история постройки Храма Артемиды не закончилась. С момента уничтожения творения Херсифрона начинается новый этап постройки святилища. И вот как описал это событие историк и философ Страбон: «После того, как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма».
Руководил всеми проводимыми работами по воссозданию Храма Артемиды архитектор Александр Дейнократ (в древних источниках Хейрократ). По его замыслу здание должно было стать еще более величественное и красивое, чем прежнее. И действительно проект с успехом воплотился в новый роскошный по красоте и размерам памятник искусства. В длину Храм Артемиды достигал 110 метров, а в ширину 50 метров. Его внешнее и внутреннее убранство покоряло красотой и искусством древних мастеров. Оно было настолько изыскано, что увидев однажды это чудо архитектуры Александр Македонский предложил оплатить все затраты на постройку и отделку, но с одним условием. На стенах Храма должно быть установлено памятное посвящение с его именем. Ответ жителей Эфеса явился образцом дипломатии и достоинства. «Негоже богу воздвигать храмы другим богам». Однако имя Александра все-таки было увековечено в храме, но иным способом. Изображение великого воина подобного Зевсу, с молнией в руке украсило храм.
храм артемиды 3Новой постройке была уготовлена более длинная жизнь, чем предыдущей. Храм простоял еще 500 лет. В течении этого времени он сменил имя и стал именоваться храмом Дианы. А также был признан всеми третьим чудом света. Однако на смену прежним пришли новые боги. Прежние святыни предавались забвению, разграблялись и разрушались. Подобная судьба была уготована и Храму Артемиды. И в итоге величественный памятник истории превратился еще в одни развалины.
Возвращение Храма Артемиды связано с именем историка и археолога из Великобритании Вуду, который в конце 1869 года обнаружил останки утраченного чуда света.

Название Место расположения Годы постройки Высота Архитектор Причина разрушения
Храм Артемиды Эфес, Турция 570 - 450 г. до н.э. около 30 м. Херсифрон, Метаген, Александр Дейнократ Разграбления, время, поджог

 

 

Колосс Родосский

 

Возможно вам когда-нибудь приходилось слышать выражение "колосс на глиняных ногах", но в чем его смысл,что означает это изречение? Попутно попробуем выяснить какая связь между исполином древнегреческого бога Солнца Гелиоса и знаменитой Статуей Свободы в Америке.
Как вы уже поняли во времена, которые мы описываем в древней Греции процветали междуусобные войны. Не обошли они и небольшой остров Родосс на границе Средиземного и Эгейского морей.
Его начиная с 357 года до н.э с небольшими промежутками покоряли: царь Мавсол, персидские войска, Александр Македонский. После смерти великого полководца между его последователями стали возникать разногласия, которые переросли в открытую вражду и, как следствие, войны. В 305 году до н.э. Деметрий Полиоркет по научению своего отца Антигона развязал войну против жителей Родосса. Его армия достигала 40000 воинов и в несколько раз по количеству превосходила защищавшееся население города-порта. Однако осада, продолжавшаяся в течении года не принесла успеха. Нападающие войска так и не смогли преодалеть защитную стену родоссцев. Даже несмотря на специальные осадные катапультные орудия имевшиеся у нападающих. А также огромную осадную башню-гигант, возведенную на шести кораблях, которой помешал внезапно налетевший ураган. В тоже время на помощь осажденным подоспел египетский флот, посланный Птолемеем.
И войска Деметрия отступили. Победа была столь велика, что помимо радости от освобождения принесла родоссцам большие по тем временам деньги 300 таланов. А поскольку жители населявшие остров были очень набожны, то они решили возвести на все полученные таким образом деньги гигантскую статую в честь бога солнца Гелиоса, которому они приписывали свою победу. Кроме того этот бог считался основателем и хранителем острова Родосс.
Не прошло и пяти лет после памятного сражения как скульптор Харес из Линда начал возведение еще одного чуда света. На возведение Гелиоса ушло почти пятнадцать лет. И по утверждениям современников сам автор не дожил до завершения строительства. По замыслу Хареса гигантская тридцати пяти метровая фигура божества должна была изображать молодого человека, с венцом в форме расходящихся лучей солнца на голове. В левой руке он должен был держать огромный по размерам плащ, а правой защищать глаза от палящего солнца. Стоять Колосс должен был на возвышении специально возведенном для его основания. Этот холм был укреплен тремя металлическими балками, к которым крепились ноги исполина и детали ниспадающего одеяния. Подобно гигантскому конструктору гигантскую статую собирали по кускам, заполняя пустоты для устойчивости камнями. Железный каркас крепился к специальным столбам, а сверху покрывался медными листами. Всего же для возведения статуи Колосса Родосского понадобилось 14 тонн меди и 10 тонн железа. Он служил отличным ориентиром для подплывающих к порту кораблей и наводил трепет на врагов жителей острова.
Однако история донесла до нас и другое описание знаменитого изваяния. Ему мы обязаны древнегреческому философу Фелону. Он описывает Колосса Родосского как гигантскую статую в основании которой находился мраморный пьедестал на который опирались огромные ступни Гелиоса. На вытянутой руке он держал огромный пылающий факел, который помимо символического имел и другой смысл - он служил маяком для проплывающих кораблей. Колосс был установлен как врата в гавань Родоса и корабли без проблем проплывали между его ногами.
Почему же Колосс Родосский не смог дожить до наших дней? Тому виной сразу несколько причин. Во-первых это конечно его гигантский рост и низкая устойчивость. Во-вторых высокая сейсмичность острова. Многочисленные землетрясения нанесли немало ущерба Колоссу. В-третьих время. Разрушаться памятник начал с совершенно неожиданного места. Его слабым местом стали колени. Именно поэтому местные жители нарекли изваяние «колоссом на глиняных ногах». Существует также версия о том, что Колосс был лишь покрыт бронзой, а большей частью состоял из глины, которая была "налеплена" на стальной каркас.
Сохранилось поверие по которому проведение предостерегло жителей от восстановления Колосса. Но жители не послушались и пытались снова возвести на пьедестал того, кто даровал им свободу. Однако все усилия оказались тщетными.
В I веке до н.э. после посещения острова Плиний Старший делясь своими впечатлениями от поездки рассказывал, что не все из поломников могли обхватить большой палец Колосса. А спустя еще двадцать лет некий арабский купец и вовсе погубил гиганта. Он выкупил статую. После этого разделав ее на части он переправил ее караванами для дальнейшей переплавки. Так завершилась история Колосса Родосского.
Впрочем спустя годы оследовав бухту острова исследователи все-таки обнаружили колосс родосский 2небольшую часть статуи ей оказалась кисть его руки. Подводя черту под всем выше сказанным отметим, что американская заменитая Статуя Свободы во многом повторила замысел и архитектуру своего предшественника. Роднит их и место расположение. Они были созданы как хранители земель и в то же время они должны были указывать путь приближающимся кораблям.

Название Место расположения Годы создания Высота Архитектор Причины разрушения
Колосс Родосский Родосс, Греция 304 - 292 г. до н.э 160 футов Харес Землятресения, вандализм

 

Мавзолей в Галикарнасе

 

мавзолей в галикарнасе 1Мавзолей в Галикарнасе и Египетские пирамиды можно объединить одним общим для них понятием - усыпальницы. Разница же между ними состоит во времени постройки и архитектуре использованной древними мастерами для возведения этих равновеликих сооружений.
Своему имени древнегреческий мавзолей обязан правителю Карии, правившему в IV веке до н.э. Мавсола (377 - 353 до н.э). Греческое значение слова мавзолей (Mausoleion). Позаботившись об увековевечивании памяти о своем правлении он приказал в столице своего государства городе Галикарнасе (Бодрум, Турция) возвести величественное сооружение, в котором после смерти должны были храниться останки великого правителя и его супруги Артемисии.
Постройка мавзолея началась еще в годы его правления. Однако строительство мемориала, высота которого достигала в высоту 46 метров, а основание 19 на 11 метров затянулась на долгие годы и Мавсол не смог дожить до окончания его возведения. Руководить строительством пришлось его жене Артемисии. Сохранились свидетельства современников, которые утверждали, что царица выпила из чаши, в которой находился напиток, содержащий прах мужа, чтобы не расставаться с мужем и после смерти и покинуть мир вслед за ним. Однако ей было суждено прожить еще два года после его смерти. В течении этого времени она закончила начатое мужем строительство. Поэтому этот мавзолей именовали храмом любви.
Для постройки мавзолея были приглашены лучшие архитекторы и скульпторы того времени. Разработкой проекта строительства и возведением здания занялись Пифей и Сатир, а внутренним убранством уже знакомый нам по Храму Артемиды Скопас, а также Леохар, Брикасид и Тимофей.
Помимо грандиозных размеров мавзолей по замыслам авторов должен был стать чудом архитектуры. Пятиярусное основание было решено снаружи облицевать огромными плитами белого мрамора. А также украсить фрагментами древнегреческих битв. Сверху на основании находилась сама усыпальница, в которой находились два мраморных саркофага. По периметру надгробия были окружены 36-ю одиннадцати метровыми колоннами между которыми находились скульптуры древнегреческих мифологических персонажей. Колонны в свою очередь подпирали крышу в форме пирамиды из 24 ступеней. По углам сооружения стояли огромные каменные изваяния воинов. Венчала мавзолей квадрига коней несущая колесницу, управляемую Мавсолом и Артемисией. Чтобы скульптуры было видно издалека было решено увеличить размер возничих в четыре раза против оригинала. Покой в мавзолее охраняли каменные львы, лежащие у его входа.
Возведение Храма любви было завершено в 353 году до н.э. Как уже было написано выше Мавсол не дожил до завершения строительства. Безутешную царицу Артемисию также как и ее мужа сожгли после смерти и захоронили прах рядом с останками мужа. После этого вход в мавзолей замуровали.
О качестве построенного мавзолее говорит уже тот факт, что он практически не утратил своего первоначального вида на протижение двадцати столетий. Он лишь немного пострадал от сильнейшего землетрясения XV века. Но к сожалению и ему не удалось пережить вандализма завоевателей и последователей новых религиозных учений.
Мавзолей устоял в период завоеваний Александра Македонского и многочисленных набегов пиратов на Галикарнас в первом веке нашей эры. Но основные утраты памятник древних зодчих понес позднее. Самый масштабный и невосполнимый урон мавзолею нанесли крестоносцы. Они практически уничтожили Храм любви. Были разобраны плиты, служившие опорой и украшением мавзолея почти два века. Крестоносцы практически сравняли усыпальницу правителей Карии с землей. Но мало того они воздвигли на месте прежнего святилища замок Святого Петра. Однако судьба и этой новой постройки была печальна. И его разобрали, а мраморные политы были использованы при постройке крепости Бодрума.
Так постепенно мавзолей в Галикарнасе превратился постепенно в красивую легенду. Свое второе рождение или возрождение былой славы мавзолей приобрел благодаря одному англичанину, который приобрел у турецких властей 12 мраморных плит и переправил в Британский музей. Английские историки подтвердили, что перед ними те сами плиты, которые некогда украшали древний храм. В 1857 году была снаряжена специальная экспедиция, которую возглавил директор музея сэр Ньютон.
Уже первые находки подтвердили самые смелые надежды историков. В стене крепости былимавзолей в галикарнасе 2 обнаружены львы, когда-то защищающие вход, а также мраморные плиты архитектора Скопаса. И вот когда раскопки археологов уже подходили к концу ученым по-настоящему улыбнулась удача. Были обнаружены изваяния Мавсола и Артемисии. Конечно артефакты были сильно разрушены, части скульптур были утрачены, но это была очень важная находка. Все найденные фрагменты перекочевали в Британский музей, однако свидетельства истории Галикарнаского мавзолея можно найти и в Стамбульском музее.
В Бодруме и сейчас можно увидеть развалины древнего памятника. Многочисенные экскурсии водят на место, где когда-то была усыпальница правителей Карии, вошедшая в историю как мавзолей или храм любви.

Название Местоположение Годы создания Высота Архитектор Причины разрушения
Мавзолей в Галикарнасе Бодрум, Турция 359 - 350 г до н.э. 46 м. Пифей, Сатир, Скопас, Тимофей, Леохар, Брикадис Землетрясения, вандализм, войны