img1.jpgЧеловек, любящий сказки на всю жизнь в душе остается ребенком. Окунитесь в волшебный мир сказки сами и откройте его вашим детям. Волшебные сказки не оставляют в наших буднях места злу. Вместе со сказочными героями мы верим в то, что жизнь прекрасна и удивительна!

Новое платье короля

 платье короля суп                                                 Дата первой публикации 7 апреля 1837 года в детском сборнике рассказов под названием «Сказки, рассказанные детям» (дат. «Eventyr fortalte for Børn»). Для российских читателей сказку перевела с датского Анна Ганзен.

Идея сюжета подсказана новеллой Хуана Мануэля, датированной 1335 годом, данная история опубликована в книге «Граф Луканор» в первой части. Об этом сам Андерсен пишет в своем дневнике, ссылаясь на сборник новелл Карла фон Бюлова (нем.), как на источник вдохновивший писателя на сочинение "Сказки о Голом Короле".                       

                                                                         ********
Давно-давно жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги, и смотры войск, театры, загородные прогулки занимали его только потому, что он мог тогда показаться в новом наряде. На каждый час дня у него был особый наряд, и как про других королей часто говорят: "Король в совете" - так про него говорили: "Король в гардеробной". В столице короля жилось очень весело, каждый день почти приезжали иностранные гости, и вот раз явились двое обманщиков. Они выдали себя за ткачей, которые умеют изготовлять такую чудесную ткань, лучше которой ничего и представить себе нельзя: кроме необыкновенно красивого рисунка и красок она отличалась еще чудным свойством делаться невидимой для всякого человека, который был "не на своем месте" или непроходимо глуп."Да, вот это так платье будет! - подумал король. - Тогда ведь я могу узнать, кто из моих сановников не на своем месте и кто умен, кто глуп. Пусть поскорее изготовят для меня такую ткань". И он дал обманщикам большой задаток, чтобы они сейчас же принялись за дело. Те поставили два ткацких станка и стали делать вид, что усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было. Нимало не стесняясь, они требовали для работы тончайшего шелку и самого лучшего золота, все это припрятывали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками с утра до поздней ночи. "Хотелось бы мне посмотреть, как подвигается дело!" - думал король. Но тут он вспоминал о чудесном свойстве ткани, и ему становилось как-то не по себе. Конечно, ему нечего бояться за себя, но... все-таки пусть бы сначала пошел кто-нибудь другой! А молва о диковинной ткани облетела между тем весь город, и всякий горел желанием поскорее убедиться в глупости и негодности ближнего."Пошлю-ка я к ним своего честного старика министра, - подумал король, - уж он-то рассмотрит ткань: он умен и с честью занимает свое место". И вот старик министр вошел в покой, где сидели за пустыми станками обманщики."Господи помилуй! - думал министр, тараща глаза. - Я ведь ничего не вижу!" Только он не сказал этого вслух.Обманщики почтительно попросили его подойти поближе и сказать, как нравятся ему рисунок и краски. При этом они указывали на пустые станки, а бедный министр, как ни таращил глаза, все-таки ничего не видел. Да и нечего было видеть."Ах ты Господи! - думал он. - Неужели же я глуп? Вот уж чего никогда-то не думал! Спаси Боже, если кто-нибудь узнает!.. Или,платье короля может быть, я не гожусь для своей должности?.. Нет, нет, никак нельзя признаться, что я не вижу ткани!"- Что ж вы ничего не скажете нам? - спросил один из ткачей.
- О, это премило! - ответил старик министр, глядя сквозь очки.
- Какой рисунок, какие краски! Да, да, я доложу королю, что мне чрезвычайно понравилась ваша работа!
- Рады стараться! - сказали обманщики и принялись расписывать, какой тут узор и сочетанье красок. Министр слушал очень внимательно, чтобы потом повторить все это королю. Так он и сделал.Теперь обманщики стали требовать еще больше шелку и золота, но они только набивали свои карманы, а на работу не пошло ни одной ниточки. Потом король послал к ткачам другого сановника. С ним было то же, что и с первым. Уж он смотрел-смотрел, а все ничего, кроме пустых станков, не высмотрел.-- Ну, как вам нравится? - спросили его обманщики, показывая ткань и объясняя узоры, которых не было."Я не глуп, - думал сановник, - значит, я не на своем месте? Вот тебе раз! Однако нельзя и виду подать!" И он стал расхваливать ткань, которой не видел, восхищаясь чудесным рисунком и сочетанием красок.
- Премило, премило! - доложил он королю. Скоро весь город заговорил о восхитительной ткани. Наконец король сам пожелал полюбоваться диковинкой, пока она еще не снята со станка. С целою свитой избранных царедворцев и сановников, в числе которых находились и первые два, уже видевшие ткань, явился король к обманщикам, ткавшим изо всех сил на пустых станках.
- Magnifique! (Чудесно! (фр. ) Не правда ли? - заговорили первые два сановника. - Не угодно ли полюбоваться? Какой рисунок... краски! И они тыкали пальцами в пространство, воображая, что все остальные-то видят ткань."Что, что такое?! - подумал король.
- Я ничего не вижу! Ведь это ужасно! Глуп, что ли, я? Или не гожусь в короли? Это было бы хуже всего!" - О, да, очень, очень мило! - сказал наконец король. - Вполне заслуживает моего одобрения! И он с довольным видом кивал головой, рассматривая пустые станки: он не хотел признаться, что ничего не видит. Свита короля глядела во все глаза, но видела не больше его самого; тем не менее все повторяли в один голос: "Очень, очень мило!" - и советовали королю сделать себе из этой ткани наряд для предстоящей торжественной процессии.

-  Excellent! (Превосходно! (фр. )) - только и слышалось со всех сторон; все были в таком восторге! Король наградил каждого обманщика орденом и пожаловал их в придворные ткачи. Всю ночь накануне торжества просидели обманщики за работой и сожгли больше шестнадцати свечей - так они старались кончить к сроку новый наряд для короля. Они притворялись, что снимают ткань со станков, кроят ее большими ножницами и потом шьют иголками без ниток. Наконец они объявили:
- Готово!
Король в сопровождении свиты сам пришел к ним одеваться. Обманщики поднимали кверху руки, будто держали что-то, приговаривая:
- Вот панталоны, вот камзол, вот кафтан! Чудесный наряд! Легок, как паутина, и не почувствуешь его на теле! Но в этом-то вся и прелесть!
  - Да, да! - говорили придворные, но они ничего не видали: нечего ведь было и видеть.
- Соблаговолите теперь раздеться и стать вот тут, перед большим зеркалом! - сказали королю обманщики.
- Мы нарядим вас!Король разделся, и обманщики принялись "наряжать" его: они делали вид, будто надевают на него одну часть одежды за другой и, наконец, прикрепляют что-то на плечах и на талии: это они "надевали" на него королевскую мантию!  А король в это время поворачивался перед зеркалом во все стороны.

- Боже, как идет! Как чудно сидит! - шептали в свите. -
- Какой рисунок, какие краски! Роскошный наряд!
- Балдахин ждет! - доложил обер-церемониймейстер.
- Я готов! - сказал король. - Хорошо ли сидит платье?
И он еще раз повернулся перед платье короля новзеркалом: надо ведь было показать, что он внимательно рассматривает свой наряд. Камергеры, которые должны были нести шлейф королевской мантии, сделали вид, будто приподняли что-то с полу, и пошли за королем, вытягивая перед собой руки - они не смели и виду подать, что ничего не видят. И вот король шествовал по улицам под роскошным балдахином, а в народе говорили:
- Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как чудно сидит! Ни единый человек не сознался, что ничего не видит: никто не хотел выдать себя за глупца или никуда не годного человека. Да, ни один наряд короля не вызывал еще таких восторгов.
- Да ведь он же совсем голый! - закричал вдруг один маленький мальчик.
- Ах, послушайте-ка, что говорит невинный младенец! - сказал его отец, и все стали шепотом передавать друг другу слова ребенка.
- Да ведь он совсем голый! -- закричал наконец, весь народ.
И королю стало жутко: ему казалось, что они правы, но надо же было довести церемонию до конца! И он выступал под своим балдахином еще величавее, а камергеры шли за ним, поддерживая шлейф, которого не было.
 
                                                                           *********